tpl_logo_l tpl_logo_r
tpl_top_l

Главная > Родительская школа > Занятие № 3. Давай вместе!
tpl_top_r
Министерство социальной политики Нижегородской области
Министерство Социальной Политики Нижегородской области
Электронные госуслуги
Записаться на прием к специалистам
Заявление на меры социальной поддержки
Заявление на меры социальной поддержки
Заявление для ветеранов труда Нижегородской области
Калькулятор субсидий
Cоциальное обслуживание
Стационарное социальное обслуживание Балахнинского района
Социальная реклама
Социальная реклама
Cпециализированный жилой дом для граждан пожилого возраста и инвалидов
Дом ветеранов Балахнинского района Нижегородской области
Прокат реабилитационных средств
Опека совершеннолетних недееспособных граждан
Понятный интернет
Понятный интернет - проект министерства социальной политики Нижегородской области.
Родительская школа
Родительская школа
Детский телефон доверия
Детский телефон доверия
Оцените личные риски!
Узнай и предотврати СПИД
О движении «Россия – без жестокости к детям»
О движении «Россия – без жестокости к детям»
Профиль
Добро пожаловать Гость
IP: 54.158.248.167

Имя
Пароль
 
Занятие № 3. Давай вместе!
На предыдущем уроке мы говорили о том, как важно оставлять ребенка в покое, если он хочет делать что-то сам и делает это с удовольствием (Правило 1). Другое дело, если он натолкнулся на серьезную трудность, с которой он не может справиться. Тогда позиция невмешательства не годится, она может принести только вред.
Отец одиннадцатилетнего мальчика рассказывает: «Подарили мы Мише на день рождения конструктор. Он обрадовался, сразу стал его собирать. Было воскресенье, и я играл с младшей дочкой на ковре. Через пять минут слышу: «Пап, не получается, помоги». А я ему в ответ: «Ты что, маленький? Сам разбирайся». Миша погрустнел и скоро бросил конструктор. Так с тех пор к нему и не подходит». Почему родители часто отвечают так, как ответил Мишин папа? Скорее всего, из лучших побуждений они хотят приучить детей быть самостоятельными, не бояться трудностей.
Бывает, конечно, и другое: некогда, неинтересно, или родитель сам не знает, как надо. Все эти «педагогические соображения» и «уважительные причины» - главные препятствия на пути выполнения нашего
Правила 2.

Если ребенку трудно
и он готов принять вашу помощь,
обязательно помогите ему.

Очень хорошо начать со слов «Давай вместе». Эти волшебные слова открывают ребенку дверь в область новых умений, знаний и увлечений.
На первый взгляд может показаться, что Правила 1 и 2 противоречат друг другу. Однако противоречие это кажущееся. Просто они относятся к разным ситуациям. В ситуациях, где применимо Правило 1, ребенок о помощи не просит и даже протестует, когда ее оказывают. Правило 2 используют, если ребенок либо прямо просит о помощи, либо жалуется, что у него «не выходит», «не получается», что он «не знает, как», либо вообще оставляет начатое дело после первых неудач. Любое из этих проявлений - сигнал о том, что ему необходимо помочь.
Наше Правило 2 — не просто добрый совет. Оно опирается на психологический закон, открытый выдающимся психологом Львом Семеновичем Выготским. Он назвал его «зоной ближайшего развития ребенка». Глубоко убеждена, что каждый родитель должен непременно знать об этом законе. Расскажу о нем вкратце.
Известно, что в каждом возрасте для каждого ребенка существует ограниченный круг дел, с которыми он может справиться сам. За пределами этого круга — дела, доступные для него только при участии взрослого или же недоступные вообще. Например, дошкольник уже может сам застегнуть пуговицы, вымыть руки, убрать игрушки, но он не может xopошo организовать свои дела в течение дня. Вот почему в семье дошкольника так часто звучат родительские слова «Пора», «Теперь мы будем», «Сначала поедим, а потом...».
Давайте представим простую схему — один круг внутри другого. Маленький круг будет обозначать все дела, с которыми ребенок справляется сам, а зона между границами малого и большого круга - дела, которые ребенок делает только вместе со взрослым. За пределами большего круга окажутся задачи, которые сейчас не под силу ни ему одномy, ни вместе со старшими.
Вот теперь можно объяснить, что открыл Л.С.Выготский. Он показал, что по мере развития ребенка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счет дел, которые он pаньше выполнял вместе со взрослым, а не тех, которые лежат за пределами наших кругов. Другими словами, завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делал с мамой, и именно благодаря тому, что это было «с мамой». Зона дел вместе - это золотой запас ребенка, его потенциал на ближайшее будущее. Вот почему ее назвали зоной ближайшего развития. Представим себе, что у одного ребенка эта зона широкая, то есть родители с ним много занимаются, а у другого узкая, так как родители часто предоставляют его самому себе. Первый ребенок будет развиваться быстрее, чувствовать себя увереннее, успешнее, благополучнее.
Теперь, я надеюсь, станет понятно, почему оставлять «из педагогических соображе¬ний» ребенка одного там, где ему трудно - грубая ошибка. Это значит - не учитывать основной психо¬логический закон развития.
Надо сказать, что дети хорошо чувствуют и знают, в чем они сейчас нуждаются. Как часто они просят: «Поиграй со мной», «Пойдем, погуляем», «Давай повозимся», «Возьми меня с собой», «А можно я тоже буду?». И если у вас нет действительно серьезных причин для отказа или отсрочки, ответ пусть будет только один «Да!». А что бывает, когда родители регулярно отказывают? Приведу в качестве иллюстрации разго¬вор в психологической консультации.
МАТЬ: У меня ребенок какой - то странный, наверное, ненормальный. Недавно сидим мы с мужем на кухне, разговариваем, а он открывает дверь и прямо на нас с палкой идет, и прямо бьет.
КОНСУЛЬТАНТ: А как вы с ним обычно проводите время?
МАТЬ: С ним - то? Да никак не провожу. А когда мне? Дома все кручусь по хозяйству. А он хвостом ходит: поиграй да поиграй со мной. А я ему: «Сам играй, тебе что, игрушек не хватает?»
КОНСУЛЬТАНТ: А муж ваш, он с ним играет?
МАТЬ: Что Вы! Муж как придет с рабаты, так сразу на диван и в телевизор… КОНСУЛЬТАНТ: A ваш сын к нему подходит?
MATЬ: Конечно, подходит, но он его прогоняет: «Не видишь, я устал, иди к матери!».
Так ли уж удивительно, что отчаявшийся мальчик перешел «к физическим методам воздействия»? Его агрессия - реакция на ненормальный стиль общении (точнее необщения) с ним родителей. Подобный стиль не только не способствует развитию ребенка, но порой становится причиной его серьезных эмоциональных проблем. Теперь поговорим на каком-нибудь конкретном пример, как применять
Правило 2. Известно, есть дети, которые не любят читать. Их родители справедливо огорчаются и пы¬таются любыми способами приучить ребенка к книге. Однако, часто ничего не получается.
Одни знакомые родители жаловались, что их сын совсем мало читает. Они хотели, чтобы он вырос образованным и начитанным человеком. Оба были очень занятые люди, поэтому ограничивались тем, что доставали «самые интересные» книги и выкладывали их сыну на стол. Правда, они еще напоминали, и даже требовали, чтобы тот сел читать. Однако мальчик равнодушно проходил мимо целых стоп приключенчес¬ких и фантастических романов и отправлялся на улицу играть с ребятами в футбол.
Есть более верный способ, который открыли и постоянно переоткрывают родители: читать вместе с ребенком! Во многих семьях читают вслух дошкольнику, еще не знакомому с буквами. Но не¬которые родители продолжают это делать и потом, когда их сын или дочь уже ходят в школу. Сразу замечу, что на вопрос: «Как долго надо читать вместе с ребенком, уже научившимся складывать буквы в слова? — однозначно ответить нельзя. Дело в том, что скорость автоматизации чтения у всех детей разная (это связано с индивидуальны¬ми особенностями их головного мозга). Поэтому важно в трудный период освоения чтения помочь ребенку увлечься содержанием книги.
Одна мама поделилась тем, как ей удалось пробудить интерес к чтению у своего девятилетнего сына:
«Сын не очень любил книги, читал он медленно, ленился. А из-за того, что мало читал, не мог научиться читать быстро. Вот и получалось что-то вроде заколдованного круга. Что делать? Решила его заинтересовать. Стала выбирать интересные книги и читать ему на ночь. Он забирался в кро¬вать и ждал, когда я закончу свои домашние дела.
Читали — и оба увлекались: что будет дальше? Уже пора свет гасить, а он: «Мамочка, ну пожалуйста, ну еще одну страничку!». А мне самой интересно... Тогда договаривались твердо: еще пять минут — и все. Конечно, он ждал с нетерпением следующего вечера. А иногда и не дожидался, дочитывал рассказ до конца сам, особенно если мало оставалось. И уже не я ему, а он мне гово¬рил: «Прочти обязательно!» Я, конечно, старалась прочитать, чтобы вместе вечером новый рассказ начать. Так постепенно он начал брать книгу в руки, и теперь, бывает, его не оторвешь!».
Эта история — не только прекрасная иллюстрация того, как родитель создал зону ближайшего развития для своего ребенка и помог ее освоить. Она также убедительно показывает: когда родители ведут себя сообразно описанному закону, им легко сохранять дружеские благожелательные отношения с детьми. Мы подошли к тому, чтобы записать Правило 2 целиком.
 
Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.
При этом:

1. Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.
2. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.

Как видите, теперь Правило 2 объясняет, как именно помогать ребенку в трудном деле. Следующий пример хорошо иллюстрирует смысл дополнительных пунктов этого правила.
Многим из вас, наверное, доводилось учить ребенка кататься на двухколесном велосипеде. Обычно начинается с того, что ребенок садится в седло, теряет равновесие и норовит упасть вместе с велосипедом. Вам приходится, схватив одной рукой руль, другою седло, удерживать велосипед в вертикальном положении. Hа этом этапе почти все делаете вы сами: вы везете велосипед, а ребенок лишь неумело и нервно пытается крутить педали. Однако черев некоторое время вы обнаруживаете, что он начал сам выправлять руль, и тогда вы постепенно ослабляете свою руку.
Еще через некоторое время оказывается, что вам можно оставить руль и бежать сзади, лишь поддерживая седло. Наконец, вы чувствуете, что можете временно отпустить седло, давая ребенку проехать самостоятельно несколько метров, хотя готовы подхватить его снова в любую минуту. И вот настает момент, когда он уверенно едет сам!
Если присмотреться к любому новому делу, которое дети осваивают с вашей помощью, многое окажется похожим. Обычно дети активны, и они постоянно стремятся взять на себя то, что делаете вы.
Если, играя с сыном в электрическую железную дорогу, отец вначале составляет рельсы и подключает к сети трансформатор, то через некоторое время мальчик стремится сделать все это сам, да еще укладывает рельсы каким-нибудь своим интересным способом.
Если мать раньше отрывала дочке кусок теста и давала ей сделать свой, «детский», пирожок, то теперь девочка хочет сама месить и разделывать тесто. Стремление ребенка завоевывать все новые «территории» дел очень важно, и его следует охранять как зеницу ока.
Мы подошли, пожалуй, к самому тонкому моменту: как уберечь естественную активность ребенка? Как не забить, не заглушить ее?
КАК ЭТО СЛУЧАЕТСЯ
Среди подростков провели опрос: помогают ли они дома по хозяйству? Большинство учеников 4-6-х классов ответили отрицательно. При этом ребята высказали недовольство тем, что родители не допускают их до многих домашних дел: не дают готовить, стирать и гладить, ходить в магазин. Среди учащихся 7—8-х классов оказалось столько же ребят, не занятых в домашнем хозяйстве, однако число недовольных было в несколько раз меньше!
Этот результат показывает, как угасает желание детей быть активными, брать на себя различные дела, если взрослые не способствуют этому. Последующие упреки в адрес детей, что они «ленивы», «несознательны», «эгоистичны», столь же запоздалы, сколь и бессмысленны. Эти «лень», «несознательность», «эгоизм» мы, родители, не замечая того, порой сотворяем сами.
Оказывается, родителей подстерегает здесь двойная опасность.
Опасность первая — слишком рано переложить свою часть на ребенка. В нашем примере с велосипедом это равносильно тому, чтобы уже через пять минут отпустить и руль, и седло. Неизбежное в таких случаях падение может привести к тому, что у ребенка появиться страх, пропадет желание садиться на велосипед. Вторая опасность - наоборот, слишком долгое и настойчивое участие родителя, так сказать, занудливое руководство, в совместном деле. И снова наш пример хорошо помогает увидеть эту ошибку.
Представьте себе: родитель, держа велосипед за руль и за седло, бегает рядом с ребенком день, второй, третий, неделю... Научится ли тот ездить самостоятельно? Едва ли. Скорее всего, ему вообще надоест это бессмысленное занятие. А уж присутствие взрослого — непременно!
На следующих занятиях мы не раз вернемся к трудностям детей и родителей вокруг повседневных дел. А сейчас пора перейти к домашним заданиям.
 
ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ
Задание первое
Выберите для начала какое-нибудь дело, которое не очень хорошо получается у вашего ребенка. Предложитe ему: «Давай вместе!». Посмотрите на его реакцию: если он проявит готовность, займитесь с ним вместе. Внимательно следите за моментами, когда можно ослабить, ваше участие («отпустить руль»), но не делайте этого слишком рано или резко. Обязательно отметьте первые, даже небольшие самостоятельные успехи ребенка; поздравьте его (а заодно и себя!).

Задание второе
Выберите пару новых дел, которые вы хотели бы, чтобы ребенок научился делать сам. Повторите ту же процедуру. Снова поздравьте с успехами его и себя.

Задание третье

Обязательно в течение дня поиграйте, поболтайте, поговорите по душам с ребенком, чтобы время, проводимое вместе с вами, было для него положительно окрашено.
Успеха! И до новых встреч!
Психолог ГБУ «ЦСПСД «Гармония», Быстрова Е.В.
Здесь нет комментариев.
tpl_foot_l  
Template designed by MemHT.com
tpl_foot_r
 
MemHT Portal is a free software released under the GNU/GPL License by Miltenovik Manojlo
Rambler's Top100