tpl_logo_l tpl_logo_r
tpl_top_l

Главная > Родительская школа > Занятие №2. Помощь родителей.Осторожно!
tpl_top_r
Министерство социальной политики Нижегородской области
Министерство Социальной Политики Нижегородской области
Электронные госуслуги
Записаться на прием к специалистам
Заявление на меры социальной поддержки
Заявление на меры социальной поддержки
Заявление для ветеранов труда Нижегородской области
Калькулятор субсидий
Cоциальное обслуживание
Стационарное социальное обслуживание Балахнинского района
Социальная реклама
Социальная реклама
Cпециализированный жилой дом для граждан пожилого возраста и инвалидов
Дом ветеранов Балахнинского района Нижегородской области
Прокат реабилитационных средств
Опека совершеннолетних недееспособных граждан
Понятный интернет
Понятный интернет - проект министерства социальной политики Нижегородской области.
Родительская школа
Родительская школа
Детский телефон доверия
Детский телефон доверия
Оцените личные риски!
Узнай и предотврати СПИД
О движении «Россия – без жестокости к детям»
О движении «Россия – без жестокости к детям»
Профиль
Добро пожаловать Гость
IP: 54.81.72.117

Имя
Пароль
 
Занятие №2. Помощь родителей.Осторожно!
Занятие №2. Помощь родителей.Осторожно!Представьте себе картину: малыш увлеченно возится с мозаикой. Получается у него не все как надо, мозаинки рассыпаются, перемешиваются, не сразу вставляются, да и цветочек получается «не такой». Вам хочется вмешаться, научить, пока­зать. И вот вы не выдерживаете: «Подожди, — го­ворите вы, — надо не так, а вот так». Но ребенок недовольно отвечает: «Не надо, я сам».
Другой пример. Второклассник пишет сочинение о проведенном лете. Вы заглядываете ему через плечо. Пишет, старается, да вот только почерк коря­вый, да и ошибок много: все эти знаменитые дет­ские «ищо», «сонце», «чюствую». Как же не заме­тить и не поправить? Но ребенок после замечаний расстраивается, скисает, не хочет пи­сать дальше.
Однажды мать заметила уже довольно взросло­му сыну: «Ой, как у тебя получается неуклюже, ты бы сначала научился...» Это был день рождения сына, и он в приподнятом настроении азартно танцевал со всеми — как умел. После этих слов он сел на стул и мрачно просидел весь остаток вечера, мать же оби­делась на его обиду. День рождения был испорчен.
Занятие №2. Помощь родителей.Осторожно!Разные дети по-разному реагируют на родительские «не так»: одни грустнеют и теряют­ся, другие обижаются, третьи бунтуют: «Раз плохо, не буду вообще!» Реакции разные, но все они показывают, что детям не по нраву такое обращение. Почему?
Чтобы лучше это понять, давайте вспомним себя детьми.
Как долго у нас самих не получалось написать букву, чисто подмести пол или ловко забить гвоздь? Теперь эти дела нам кажутся простыми. Так вот, когда мы показываем и навязываем эту «простоту» ребенку, которому на самом деле трудно, то поступаем несправедливо. Ребенок вправе на нас обижаться.
Посмотрим на годовалого малыша, который учится ходить. Вот он отцепился от вашего пальца и делает первые неуверенные шаги. При каждом шаге с трудом удерживает равновесие, покачива­ется, напряженно двигает ручонками. Но он дово­лен и горд! Мало кому из родителей придет в го­лову поучать: «Разве так ходят? Смотри, как надо!» Или: «Ну что ты все качаешься? Сколько раз я тебе говорила, не маши руками. Ну-ка прой­ди еще раз, и чтобы все было правильно!»
Комично? Нелепо? Но так же нелепы, с психо­логической точки зрения, любые критические за­мечания, обращенные к человеку (ребенку или взрослому), который учится что-либо делать сам.
Предвижу вопрос: как же научить, если не ука­зывать на ошибки?
Да, знание ошибок полезно и часто необходимо, но указывать на них нужно с особенной осторожнос­тью. Во-первых, не стоит замечать каждую ошибку. Во-вторых, ошибку лучше обсудить потом, в спокой­ной обстановке, а не в тот момент, когда ребенок ув­лечен делом. Наконец, замечания всегда надо делать на фоне общего одобрения.
И в этом искусстве нам стоит поучиться у самих детей. Спросим себя, знает ли порой ребенок о своих ошибках? Согласитесь, часто знает — так же, как ощущает нетвердость шагов годовалый малыш. А как он к этим ошибкам относится? Оказывается, более терпимо, чем взрослые. Почему? А он дово­лен уже тем, что у него что-то получается, ведь он уже «идет», пусть пока нетвердо. К тому же, он дога­дывается, завтра получится лучше! Мы, родители, замечаниями хотим скорее добиться лучших ре­зультатов. А получается часто совсем наоборот.
Как-то папа одного девятилетнего мальчика признался: «Я так придирчиво отношусь к ошиб­кам сына, что отбил  у него всякую охоту учиться чему-нибудь новому. Когда-то мы с ним увлека­лись сборкой моделей. Теперь он делает их сам, и делает прекрасно. Однако застрял на них: все мо­дели да модели. А вот какое-нибудь новое дело ни за что не хочет начинать. Говорит: не смогу, не получится — и чувствую, это оттого, что я его совсем закритиковал».
 
ЧЕТЫРЕ РЕЗУЛЬТАТА УЧЕНИЯ
Занятие №2. Помощь родителей.Осторожно!Ваш ребенок чему-то учится. Общий итог будет со­стоять из нескольких частных результатов. Назовем че­тыре из них.
Первый, самый очевидный — это знание, которое он получит или умение, которое он освоит.
Второй результат менее очевиден: это тренировка общей способности учиться, то есть учить самого себя.
Третий результат — эмоциональный след от заня­тия — удовлетворение или разочарование, уверен­ность или неуверенность в своих силах.
Наконец, четвертый результат— след на ваших взаимоотношениях с ним, если вы принимали участие в занятиях. Здесь итог также может быть либо положи­тельным (остались довольны друг другом), либо отрица­тельным (пополнилась копилка взаимных недовольств).
Запомните: родителей подстерегает опасность ориентироваться только на первый результат (выучил­ся? научился?) Ни в коем случае не забывайте об ос­тальных трех. Они гораздо важнее.
Так что, если ваш ребенок строит из кубиков стран­ный «дворец», лепит собачку, похожую на ящерицу, пи­шет корявым почерком или не очень складно рассказы­вает о фильме, но при этом увлечен или сосредоточен — не критикуйте, не поправляйте его. А если вы еще и про­явите искренний интерес к его делу, то почувствуете, как усилится взаимное уважение и принятие друг друга, так необходимые и вам, и ему.
Надеюсь, теперь вы готовы принять правило, которым стоит руководствоваться в тех ситуаци­ях, когда ребенок чем-то занят самостоятельно. Назовем его Правилом 1.
 
Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он
не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему:
«С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!».
 
 
Домашние задания
  • Представьте себе круг дел (можно даже соста­вить их список), с которыми ваш ребенок в принципе может справиться самостоятельно, хотя и не всегда совершенно.
  • Для начала выберите из этого круга несколько дел и постарайтесь ни разу не вмешаться в их выполнение. В конце одобрите старания ре­бенка, несмотря на их результат.
  • Запомните две-три ошибки ребенка, которые вам показались особенно досадными. Найдите спокойное время и подходящий тон, чтобы по­говорить о них.
 
Продолжение следует.
 
                                           Психолог ГУ «ЦСПСД «Гармония»
               Балахнинского района», Быстрова Е.В.   
 
Здесь нет комментариев.
tpl_foot_l  
Template designed by MemHT.com
tpl_foot_r
 
MemHT Portal is a free software released under the GNU/GPL License by Miltenovik Manojlo
Rambler's Top100