tpl_logo_l tpl_logo_r
tpl_top_l

Главная > Родительская школа > Детское горе
tpl_top_r
Министерство социальной политики Нижегородской области
Министерство Социальной Политики Нижегородской области
Электронные госуслуги
Записаться на прием к специалистам
Заявление на меры социальной поддержки
Заявление на меры социальной поддержки
Заявление для ветеранов труда Нижегородской области
Калькулятор субсидий
Cоциальное обслуживание
Стационарное социальное обслуживание Балахнинского района
Социальная реклама
Социальная реклама
Cпециализированный жилой дом для граждан пожилого возраста и инвалидов
Дом ветеранов Балахнинского района Нижегородской области
Прокат реабилитационных средств
Согласие на обработку персональных данных
Понятный интернет
Понятный интернет - проект министерства социальной политики Нижегородской области.
Родительская школа
Родительская школа
Детский телефон доверия
Детский телефон доверия
Оцените личные риски!
Узнай и предотврати СПИД
О движении «Россия – без жестокости к детям»
О движении «Россия – без жестокости к детям»
Профиль
Добро пожаловать Гость
IP: 54.198.210.67

Имя
Пароль
 
Детское горе
Вите было всего 2 года, когда трагически погиб его отец. О том, как это случилось, мальчик знает со слов мамы и старших сестер. Внешне он как будто бы не переживает, но как только в детском саду заходит разговор о папах, Витя громко сообщает: «А мой папа погиб». Дети замолкают, а воспитательница теряется, не зная, что ответить ребенку.

Взрослые часто испытывают растерянность и замешательство, не зная, как и чем помочь ребенку в этой ситуации, не имея представления не только о том, как вести себя по  отношению к ребенку, потерявшему кого-то из близких, но и о том, каким образом и насколько остро он переживает потерю. Родители, воспитатели, учителя должны знать, как в рамках обычной повседневной жизни помочь ребенку пережить горе, поддержать его, предотвратить развитие неврозов.

Что нужно знать родителям о детях, переживших травму
:
▪ Что дети могут переживать травму так же, как взрослые.

▪ Что реакция детей сходна с реакцией взрослых, переживших травму.

▪ Что реакции посттравматического стресса иные и более многообразные, чем реакции горя.

▪ Что дети не обязательно должны быть жертвами или свидетелями, чтобы получить травму: достаточно, что они имеют отношение к кому-то (другу, родственнику, ровеснику), пережившему травму.

▪ Что насилие – это не единственный тип  события, которое может травмировать детей: их могут травмировать дорожные аварии, пожары, серьезные хирурические процедуры,  смертельная болезнь близкого человека, трагедия на воде, обнаружение тела, развод, разлука с родителями, авиакатастрофы, , наводнения, ураганы и т.д.
 ▪ Что трагическое событие в семье (например, убийство одного из членов семьи) может травмировать всю семью.

▪ Что каждый член семьи реагирует на травму по-своему.

▪ Что сходные реакции у одних будут выражены сильнее, а у  других – слабее.

▪ Что чем дольше дети, пережившие травму, живут без специальной помощи, тем с большей вероятностью пост-травматический синдром может приобрести хронический и чрезвычайно болезненный характер.

▪ Что травматическую реакцию нельзя предотвратить, но можно свести к минимуму ее негативные последствия для учебной деятельности ребенка, его поведения, личности и эмоционального развития, если как можно скорее обратиться за помощью.
▪ Что дети, когда им предоставляется такая возможность, могут и хотят обратиться к деталям травмирующего события.

▪ Что дети, пережившие травму, должны находиться под наблюдением в течение нескольких лет, поскольку травматические реакции могут возвращаться  и спустя многие годы.

▪ Специальное вмешательство специалиста по травме может помочь ребенку испытать облегчение, освобождение от того ужаса, который они испытывают, а также сохранить чувство контроля над «монстрами», которых пробуждает пережитое.

▪ Что дети, родители которых обратились за помощью к специалисту по травме, будут вечно благодарны родителям за то, что те с пониманием отнеслись к их потребностипоговорить с кем-то, кто понимает, какой ужас они испытывают.

 
▪ Что не каждый психиатр, психолог, социальный работник, школьный советник или врач знает, что такое травма и как лучше помочь в этой ситуации.

▪ Что существуют вопросы, которые следует задать, чтобы выяснить, насколько школьный советник, социальный работник и т.п. может быть полезен ребенку.

▪ Что существуют совершенно особые способы реагирования на особые реакции ребенка.

▪ Что ребенок, переживший травму, остро нуждается в их терпении, защите, безопасности и базовом доверии.

▪ Что им самим тоже нужна поддержка.

Как родители могут помочь ребенку, пережившему травму:

▪ Не удивляйтесь никаким поведенческим или личностным изменениям.

▪ Заботьтесь о них и утешайте их.

▪ Уделяйте им больше внимания, проводите с ними больше времени.

▪ Позаботьтесь, чтобы они знали, куда Вы уходите, когда Вы вернетесь. Если Вы уходите на несколько часов, время от времени звоните, чтобы сообщить, что с Вами все в порядке.

▪ Разрешите им говорить о травме, когда им этого хочется.

▪ Поощряйте их к тому, чтобы они дали Вам знать, когда они думают об этом или когда возникают новые реакции.

▪ Нормализуйте (разъясняйте) реакции, которые у них возникают или могут возникнуть в будущем.

▪ Обозначайте словом – особенно с маленькими детьми – чувства, которые они испытывают: например, «тебе грустно», «тебе страшно», «ты печалишься»  и т.п.

▪ Поговорите с учителями – чтобы они правильно поняли изменения в поведении ребенка.

▪ Будьте терпеливы, если у ребенка появляются затруднения, связанные с концентрацией внимания, с выполнением школьных заданий и в других областях.

▪ Снизьте уровень требований к ребенку – требуйте от него простых вещей.

▪ Будьте терпеливы, если наблюдается регрессия в поведении ребенка (он грызет ногти, сосет палец и т.п.)

▪ Если поступки ребенка или изменения в его поведении пугают Вас, проконсультируйтесь со специалистом по травме, но всегда подчеркивайте, что Вы понимаете, что это результат того, что он пережил.

▪ Разделяйте его стремление к безопасности, но будьте реалистами.

▪ Помогите ему не делать обобщений.
 
▪ Напоминайте ему, если это необходимо, что «это (несчастный случай) случилось в прошлом, а мы живем сейчас, и ситуация изменилась».

▪ Следует понимать, что новые физические реакции, такие, как головная боль, слабость и т.п. являются ответом на переполняющие ребенка страхи и попыткой избежать их.

▪ Помогите ребенку поделиться своими страхами и беспокойством.

▪ Помогите ребенку часто возвращаться к добрым воспоминаниям о погибшем, особенно в самые трудные дни.

▪ Не торопите их, говоря: «Ну, пора уже об этом забыть».

▪ Поделитесь с ним воспоминанием о травме или испуге, которые пережили Вы сами. (Вы выжили, и он тоже сможет выжить – вот о чем говорите Вы, когда рассказываете ему о своем  опыте).

▪ Помогите детям понять, что сейчас они сердятся, ведут себя агрессивно, не слушаются, уходят из дома или подвергают риску свою жизнь потому, что они пытаются убежать от  боли, ужаса, страха. Но бегство приводит только к тому, что боль становится сильнее.

▪ Помогите им сформулировать, что, по их мнению, могло бы быть сделано иначе.

▪ Если они испытывают чувство стыда или вины, подчеркните, что никто не учил их, как вести себя в этой ситуации, это случилось независимо от их выбора и они за это не отвечают.

▪ Если возникают физические ситуации, вызывающие чувство стыда (дети плачут, мочатся в штанишки, их рвет и т.д.), успокойте ребенка и объясните ему, что в отличие от  телегероев, люди, испытавшие ужас, часто теряют контроль над собственным телом.

▪ Если они говорят о мести, расспросите их о планах и обсудите реалистические реакции. Затем обсудите с ребенком, как можно не допустить того, чтобы месть руководила их  жизнью и как можно другими способами облегчить боль. Обратитесь за помощью к специалисту.

▪ Если дети заявляют, что они больше ничего не боятся, «ничто меня не пугает!», - оберегайте их, поскольку они могут быть неосторожны в потенциально опасной ситуации с  другими людьми, подвергающими их риску.

Понимают ли дети происходящее?

▪ 0-2 года – Утрата воспринимается только как временная разлука.

▪ 2-6 лет – Магическое мышление; вера во всесильность – возможность предотвратить событие или сделать так, чтобы оно свершилось.

▪ 6-12 лет – Конкретное мышление – ребенок все воспринимает буквально. Если ему говорят: «Мы потеряли твоего брата» - ребенок ответит: «Пойдемте его искать».  Если говорят: «Папа умер во сне», ребенок может бояться спать.

▪ 12 лет и старше – Реалистическое мышление, понимание окончательности смерти.


КОГДА  СЛЕДУЕТ  ОБРАТИТЬСЯ
ЗА  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ  ПОМОЩЬЮ:


▪ ребенок горько плачет в течение долгого времени

▪ у ребенка случаются частые и продолжительные приступы гнева

▪ происходят резкие изменения в поведении ребенка

▪ заметно снижаются школьные успехи и оценки

▪ ребенок надолго замыкается в себе

▪ ребенок теряет интерес к друзьям и к занятиям, которые он прежде любил

▪ ребенку снятся кошмары и нарушается сон

▪ ребенок часто жалуется на головные боли и другие недомогания

▪ ребенок резко худеет

▪ ребенок становится апатичным, молчаливым и теряет интерес к жизни

▪ ребенок видит будущее в мрачном свете, или вообще не проявляет интереса к этой теме


УВЕКОВЕЧЕНИЕ ПАМЯТИ

    Когда уходит тот, кого мы любим, нам нужно передохнуть, набраться сил и продолжать жить – независимо от того, шесть нам лет или шестьдесят. Увековечить память близкого человека – это одновременно и оглянуться назад, и заглянуть в будущее.     Увековечить память тех, кого мы любим, можно разными способами. Чтобы ни решили сделать дети – их выбор будет правильным. Что же можно сделать?

▪ Расставьте в доме фотографии умершего – особенно в комнате детей. Объясните им, что они могут держать эти фотографии в специально выбранном месте, и доставать их, когда им этого захочется.

▪ Соберите фотографии умершего в специальный альбом – вместе с детьми. Расскажите им о тех событиях, которые запечатлены на фотографиях.

▪ Навещайте могилу – объясните детям, что вы приходите сюда, чтобы вспомнить о счастливых минутах, проведенных с покойным, вспомнить его живым.

 
▪ Предложите детям написать стихотворение, посвященное умершему. Поместите это стихотворение в рамку и повесьте на видном месте.

▪ Посадите дерево – дерево символизирует новую жизнь.  «Папино дерево» будет напоминать ребенку о счастливых минутах, проведенных с отцом.

▪ Сделайте пожертвование – в память об умершем. Его имя всегда будет ассоциироваться с добрым делом.

▪ Вспоминайте близкого человека за праздничным столом – праздники и годовщины трудны для всей семьи, и в том числе для детей. Можно предложить детям придумать специальный ритуал для поминования покойного в эти особые дни: имя, сложенное из цветов, стихотворение, прочитанное за праздничным столом, вечер воспоминаний об умершем.
ГБУ ЦСПСД «Гармония»
Балахнинского района»,
педагог-психолог
Зюзина О.А.

Здесь нет комментариев.
tpl_foot_l  
Template designed by MemHT.com
tpl_foot_r
 
MemHT Portal is a free software released under the GNU/GPL License by Miltenovik Manojlo
Rambler's Top100